Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь

История

СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Еще не так давно здесь, на ул. Чижикова (ныне ул. Пантелеимоновская) №66, в одном из самых бойких районов города располагался планетарий. Правда, архитектура этого строения и купола над ним напоминали о чем-то совсем другом… Но долгие годы и помыслить было невозможно, что придет время и здесь вновь затеплятся лампады. Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь создан в 1995 году по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, на месте бывшего подворья русского Свято-Пантелеимоновского (на Афоне) монастыря. Афонское подворье было основано в Одессе в 1876 году. Храм возведен на основании из камней, привезенных со Святой Горы, и, таким образом, является частицей Удела Божией Матери в нашем городе. Отсюда, с подворья, в прежние времена отправлялись на поклонение к святыням Афона и Палестины паломники, более двух тысяч ежегодно. На подворье их размещали на ночлег, кормили в трапезной, помогали в оформлении необходимых для дальней дороги документов. В годы богоборческой власти, в 1922 году, храм и подворье были закрыты. Вновь открылся храм во время военного лихолетия, при нем были учреждены Богословско-пастырские курсы, преобразованные вскоре в Одесскую Духовную семинарию. На преподавательском поприще здесь трудились игумен Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), митрополиты Сергий (Петров), Леонтий (Гудимов). Одесскую семинарию закончили Блаженнейший митрополит Владимир, предстоятель Украинской Православной Церкви, и Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, по вступлении которого на Одесскую кафедру и началось возрождение Свято-Пантелеимоновского монастыря.

…В эпоху хрущевской оттепели, в 1961 году, храм закрывается, а Духовную семинарию и братию обители по благословению митрополита Бориса (Вик) переводят в Свято-Успенский мужской монастырь города Одессы. Лишь в 1991 году в Свято-Пантелеимоновском храме, вновь переданном Церкви, была совершена первая Божественная литургия. А 15 августа 1995 года, после почти полувекового перерыва, совершился первый монашеский постриг в стенах новосоздаваемой обители. 11 марта 1996 года указом правящего архиерея митрополита Агафангела наместником монастыря был назначен игумен Аркадий (Таранов). Начались кропотливые труды по восстановлению иноческой жизни на этом святом месте. 8 декабря 1996 года митрополит Агафангел освятил главный престол в честь великомученика и целителя Пантелеимона и передал монастырю святыню – часть мощей небесного покровителя обители со Святой Горы Афон. В последние годы существенно обновился внешний и внутренний облик монастыря. Фасад украшен мозаикой, на колокольне установлены новые колокола, интерьер храма украсили иконостасы и киоты, сокровищем обители являются иконы с частицами мощей многих святых угодников Божиих. Большие средства и многие труды потребовались для возобновления прекрасной росписи притвора, аналогов которой нет в Одессе. Когда-то весь верхний храм, трехэтажное пространство лестницы и нижний притвор украшала настенная живопись. Но после закрытия обители всё это бесценное богатство было целенаправленно уничтожено. Обретение загубленной живописи началось в начале 90-х годов. Однажды, незадолго до Пасхи, алтарник стал вбивать гвоздь в стену, чтобы над горним местом укрепить икону Спасителя. Из-под гвоздя от стены откололся кусок штукатурки, а под ним открылась часть росписи – глаза Господа на лике, скрытом под слоем штукатурки и краски. Какая была радость! Позже и в притворе обнаружилась живопись на всех стенах, и какая! Правда, расчищать ее было нелегко, т. к. слои оказались сцеплены накрепко: авторский красочный слой скрыт малярной краской, затем несколько раз оштукатурен, а сверху – еще два слоя недавней непрофессиональной записи. Образ свт. Спиридона Тримифунтского на площадке третьего этажа долго хранил следы мученичества: глаза святителя были выколоты и затерты раствором. А в верхнем храме все изображения оказались сплошь изрублены топором и восстановить что-либо оказалось уже невозможно. Под слоями малярной краски остались и тончайшие растительные орнаменты на потолке и стенах притвора. А сохранившиеся и отреставрированные росписи датируются концом 19-го века. Они выполнены в особом неповторимом афонском стиле святогорскими монахами. Здесь – сплав лучших достижений живописи 19-го века и византийской иконописи. И создаются такие иконы не только профессионализмом художника, но и его монашеской молитвой. Следует прибавить, что финансировал выполнение росписи Одесского подворья Свято-Пантелеимоновского монастыря сам государь – император Николай II. Часто спрашивают: а когда фрески не подлежат реставрации и уж лучше написать всё заново? По словам специалистов, лучше – не написать сегодня. Работа афонского инока – даже ученические фрагменты, важнее для нас, чем лучшая академическая живопись сегодняшних художников. Это делание посвящалось Богу, было подвигом и таинством. Наших современников монашеская иконопись учит не только изографическому мастерству, но еще смирению и познанию своих немощей.

+ + +

В верхнем храме мы благоговейно прикладываемся к большой иконе св.вмч.Пантелеимона, перед которой стоит ковчег с частицей мощей Великомученика и других святых. Сейчас этот образ уже неотделим от облика храма, он словно врос в интерьер, и кажется, что пребывал здесь всегда и был именно таким: образ Святого, прекрасный в своей чистоте и святости, живо присутствует среди нас, выступив из золотого сияния горнего мира. Но не в таком виде попала икона в обитель. В 2004 году лик на иконе был полностью изуродован, его глаза, уста исцарапаны, на одежде – пятна и ожоги от свечей. Эта икона великомученика Пантелеимона, небесного покровителя нашего монастыря – тоже великомученица… Образ Божией Матери Ченстоховской, находящийся в киоте справа от алтаря в главном приделе, многими почитается как чудотворный, по свидетельствам братии монастыря и прихожан, эта икона не раз мироточила. Случаев помощи в скорбях и исцелений от Ченстоховской иконы немало. А однажды после праздника снимали с нее засохший венок из цветов и увидели, что сухие стебли ожили и на них появились свежие побеги… Этот венок хранится и теперь в монастыре. Об иконе «Достойно есть» (в центральном приделе слева от алтаря) до сих пор спрашивают приезжающие богомольцы. Многие помнят, что вначале лики на холсте были совсем не видны, всё скрывала чернота. Говорят, невозможно было даже определить, кто там написан. А потом постепенно стал зримым образ Пречистой с Младенцем. «По вере вашей будет вам»… – такие разные по письму и по своим художественным качествам, все канонические иконы духовно бесценны. Таковы и тепло почитаемые образы Владычицы – «Гербовецкая», слева от входа, и «Достойно есть» – в приделе иконы Неупиваемая Чаша, справа. Первая из них написана трогательно безыскусно, словно детской рукой. Вторая – небесной красоты, неповторимого афонского письма. Но сколько теплых молитв и прошений милостиво приняты Царицей Небесной у этих Своих икон – об этом знает лишь Она Сама и благодарные души молящихся Ей и услышанных.

+ + +

…По замыслу архитекторов, создававших проект Одесского подворья Пантелеимоновского Афонского монастыря, лестница, ведущая на третий этаж в верхний храм, символизирует для богомольцев восхождение к вершине Святой Горы. Ведь, как мы помним, даже камни в основание этого здания были заложены, специально привезенные с Афона. Значит мы, переступая порог на ул. Пантелеимоновской №66, уже ступаем на Афонскую землю. Не каждый сподобится побывать в Уделе Пресвятой Богородицы, тем более это невозможно никому из женщин. Там – особое монашеское государство, единственное на свете, уголок рая, Сад Пречистой… Но малая часть этого Сада, милостью Божьей, стала доступна всем нам уже здесь и сейчас. И восходить на вершину Святой Горы мы можем хоть ежедневно – сердцем стремясь к святыне, любовью пребывая там; трудами служить Владычице и своими стопами подниматься в храм по этой лестнице к святой вершине, к преображению собственной души.

 

Перейти к верхней панели