Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь

Новый сезон реставрационных работ в обители

С наступлением лета в нашей обители начался новый сезон реставрационных работ.

Сотрудничество Свято-Пантелеимоновского монастыря с Харьковской государственной академией дизайна и изобразительного искусства стало по-настоящему плодотворным. Уже не первый год преподаватели и студенты реставрационного отделения приезжают к нам на практику, и мы можем видеть воочию, какое это непростое дело – профессиональная реставрация монументальной живописи.

На втором этаже лестничного проема центрального входа установлены леса и продолжается работа, начатая в прошлом году.

 

Rest.1

Под пристальным вниманием художников – правая часть стены. Здесь с утра до вечера в две смены при усиленном освещении работают ребята под руководством педагога Заикиной Натальи Евгеньевны.

Что заставляет так тщательно и подолгу «корпеть» над каждым миллиметром – как глубины росписи, так и ее площади? Какие «невидимые миру слёзы» скрываются за этим трудом?

Непроста судьба нашей настенной живописи. Если вспомнить, что она создавалась в последней четверти 19-го века, то неудивительно, что на ней отразились все трагические события 20-го столетия. Харьковские специалисты с восхищением и горечью говорят, что подобных произведений нет, росписи Одесского Пантелеимоновского монастыря – особенно в притворе – это целиком оригинальные работы, не имеющие аналогов или известных образцов.

Духовное и культурное одичание стали причиной того, что шедевры афонской живописи отчасти нещадно уничтожены, отчасти – безбоязненно «поновлены» непрофессионалами, а отчасти – попросту записаны современными горе-художниками.

Обнаружилась утрата не только ликов святых, изображенных на иконах, но и надписей над ними.

 

Rest.2

Rest.3

Как рассказала Н.Е. Заикина, основных слоев разновременной живописи и поновлений 4: авторский слой, реставрация авторского слоя, плюс слой раствора, которым эти два красочных слоя были затерты; далее – запись поверх раствора совершенно новых фигур святых, никак не связанных с авторской композицией, и реставрация этого второго слоя живописи…

Rest.4

 

Rest.5

Вот и получается, что, добираясь до оригинала, реставраторы вынуждены еще и устанавливать имена изображенных святых. А это переводит работу вообще в другую плоскость; необходимо время на поиски и исследования, т.к. нигде не сохранилось описания росписей, сделанных в монастыре первоначально…

Ко всему перечисленному прибавим еще одну большую беду – стены много лет разрушаются грибком. Созданные в позапрошлом веке удивительные решения отопления и вентиляции здания и, соответственно, температурный режим – всё было нарушено многочисленными перестройками, перегородками и перекрытиями, не говоря уж о том, что вытяжки системы воздуховодов внутри стен также повреждены и заложены. И вдруг в разгар работы оказывается, что в глубине стены, на которой трепетно собирается по крупицам еле угадываемый образ, – огромная полость, и не одна. Стена отзывается на удары гулкой пустотой, а значит, в любой момент все труды могут пропасть оттого, что грибок разрушает стену внутри, и целые куски наружного слоя готовы отвалиться, безвозвратно погубив икону.

Борьба с грибком – это дело не одного года. Харьковчане укрепляют стену внутри, вводя необходимые составы в найденные пустоты через специально сделанные отверстия.

Rest.6

Кроме того, пропитку поверхности поврежденных стен противогрибковым средством приходится повторять всякий раз, не один год, напитывая стену, не давая разрушаться живописи на уже восстановленных участках.

Вот уж действительно айсберг: труды реставраторов непосредственно на лесах – это лишь малая видимая часть огромной не видимой со стороны работы.

Поэтому и требуются снова и снова скрупулёзные исследования, многочисленные пробы, анализы и эксперименты  – прежде чем кисточки скажут своё слово и точечка к точечке сложится утраченный образ.

Rest.7

P.S. С отчетом по реставрации в нашей обители ребята весной приняли участие в профессиональном конкурсе работ в Луганске. Причем практически без подготовки, узнав о конкурсе случайно, в последний момент. Значимость и профессионализм проделанной работы принесли нашим конкурсантам сразу второе место. Поздравляем!

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели