Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь

История

СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Одной из жемчужин православной Одессы по праву считается Пантелеимоновский монастырь, основанный на месте подворья Русского на Афоне Пантелеимоновского монастыря.

История подворья начинается в 1876 году, когда, по благословению настоятеля русской афонской обители архм. Макария (Сушкина), в Одессу прибыли несколько монахов и сняли у г-на Николаиди помещение на ул. Ново-Рыбной. Здесь стали обустраивать подворье для многочисленных паломников со всей Российской империи, путешествующих через Одессу в Иерусалим, Константинополь и на Афон.

Особенно актуально это стало после учреждения в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества.  Одной из задач Общества было содействие русским людям в паломничестве к святым местам Вселенского Православия. Паломничество на богомолье и сбор пожертвований для русских обителей было важной традицией в жизни наших отцов и дедов. Поток благочестивых путешественников через Одесский порт многократно возрос. Здесь же, в 1883 году, на Куликовом поле был возведен железнодорожный вокзал.

Подворье Пантелеимоновского монастыря в Одессе стало первым из трех подворий, основанных в нашем городе афонскими русскими обителями.

Помещение для странноприимной гостиницы было совсем небольшим. Люди приезжали в большом количестве и порою месяцами ожидали оформления заграничных документов и билетов, прибытия нужного парохода. Все они, конечно же, нуждались в помощи, питании и в ночлеге, в элементарных условиях… Храма своего здесь тоже не было. Подворье остро нуждалось в расширении. И тогда свою лепту внес потомственный почетный гражданин Одессы Яков Александрович Новиков,  владелец канатного завода, купец 1-й гильдии, социолог и экономист. Он выкупил у землевладелицы Семеновой участок по соседству с подворьем. Причем, этот участок с ветхим домиком под снос обошелся благодетелю в баснословную цену, т.к. хозяйка не захотела нисколько уступить в цене. Этот участок Яков Александрович подарил Пантелеимоновскому монастырю для строительства храма. Дарственная надпись его гласила: «…для устройства церкви и служб, в которых начальствующим монастыря встретится надобность в видах доставления паломникам, путешествующим к Святым местам, приюта и душевного упокоения…». Мало кто знал тогда о деталях приобретения участка, не афишировалось и имя благодетеля. Такова была воля дарителя, который намеревался свое благодеяние сохранить в тайне. «Одесский вестник» тогда, в августе 1892 года, просто сообщал, что «Пантелеимоновское Подворье, имеющее собственный дом на Рыбной улице, решило построить большую церковь. С этой целью Подворье приобрело соседний дом»…

Закладка корпусов подворья и храма состоялось 9 мая 1893 года. В основание его положены камни, привезенные со Святой Горы Афон. По проекту, церковь нового подворья вмещает до 2000 богомольцев, а жилые помещения – до 200 постояльцев одновременно.

В скором времени, уже 28 декабря 1895 года, храм с пятью серебряными куполами и высокой шатровой колокольней торжественно освятил викарный епископ Елисаветградский Тихон (Морошкин) в сослужении настоятеля подворья афонского иеромонаха Пиора и соборного причта при большом стечении верующего люда. На торжество прибыли с Афона представитель Пантелеимоновского монастыря – иеромонах Виссарион и из афонского подворья в Константинополе – иеромонах Иоанникий. Пел хор архиерейских певчих.

Главный престол освящен во имя святого великомученика Пантелеймона; правый придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и левый – во имя свт. Николая.

По окончании освящения началось богослужение, храм был переполнен молящимися. На торжестве освящения и первом богослужении присутствовали одесский градоначальник, городской голова, много представителей разных ведомств.

Золотой резной иконостас был выполнен московским мастером Н.И. Ахапкиным. Иконостас украшали иконы письма работы В.В. Шокорева, академика Московской Академии Художеств, поставщика икон для двора Его Императорского Величества. В стенных киотах была живопись афонской работы. Стенные росписи храма в византийско-русском стиле были выполнены одесскими мастерами.

В храме устроены вместительные хоры для певчих. Замечательные своды клиросов всех трех приделов созданы таким образом, что создают необычный акустический эффект.

Колокольня возведена высотой – от земли с крестом – 27 сажен. На колокольне было установлено 11 колоколов разного размера от 5 до 1200 кг, отлитых на Воронежском колокольно-литейном заводе.

Первоначальная планировка здания отличалась от той, которая сохранилась на сегодняшний день. С фронтона, выходящего напротив здания судебных учреждений (ныне Управление железной дороги), посетитель входил в притвор, с правой стороны которого помещались часовня, иконная и свечная лавки; по широкой белой мраморной лестнице поднимался на второй этаж, где помещались гостиница, столовая, келии и комнаты для священнослужителей. В подвальном этаже были установлены печи с воздушными калориферами, которые посредством воздуховодов, устроенных в стенах и колоннах, отапливали все громадное здание. Воздуховоды и отдушины, выходящие в храм и другие помещение, летом сохраняли прохладу и поддерживали вентиляцию.

Первоначальные эскизы подворья созданы известным Санкт-Петербургским архитектором Н.Н. Никоновым. Детальные планы разработаны и исполнены одесским архитектором Л.Ф. Прокоповичем, выпускником Академии художеств, известным в Одессе и другими проектами православных храмов.

Обошлось здание в 300 000 рублей, внесенных монастырем и доброхотными жертвователями.

Братия подворья несла послушание по приему и размещению паломников, большинство из которых были людьми простыми и неграмотными, нуждались в помощи с оформлением документов, в сопровождении по незнакомому городу. Паломников встречали у поездов и пароходов, также отвозили с грузом к пристани и к вокзалу. Здесь же в храме совершались богослужения и требы, исповедь и причастие богомольцев.

В 1910 году постановлением городской думы, с разрешения министра внутренних дел, улица, на которой располагается подворье, была переименована. Архивный документ гласит: “Принимая во внимание к вековым историческим заслугам пред Россией Пантелеймоновского монастыря на Афоне и полезной деятельности Одесского Подворья этого монастыря переименовать Ново-Рыбную улицу в Пантелеймоновскую”.

Но вскоре пришлось пережить много трудностей и скорбей как афонской обители, так и ее подворьям.

В 1912 году Афон был оккупирован греческими войсками, в 1913 году русские монастыри охватила ересь имябожия. К этому прибавились трагические события, затронувшие и Россию, приведшие к тому, что приток русских иноков на Афон иссяк.

С началом Первой мировой войны в 1914 году паломничество на Святую Землю прекратилось, афонские подворья в Одессе опустели. Пантелеимоновский монастырь и Андреевский скит организовали на собственные средства на своих одесских подворьях лазареты под флагом Красного Креста.

В феврале 1920 года в городе была установлена власть советов. Одесское Пантелеимоновское подворье закрыто 2 мая 1922 года. Комиссия губисполкома по изъятию церковных ценностей вывезла из храма все, что можно. Иконы были изуродованы, их рубили топором, выкалывали глаза изображенным на них святым, настенную живопись тоже порубили, затерли и заштукатурили.

Храм вновь открыли уже в годы военного лихолетья, летом 1943 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия 1. В 1944 году, накануне престольного дня, согласно договору между исполкомом Кагановичского района и наместником Пантелеимоновского монастыря, подворью вернули то, что не было уничтожено и еще можно было использовать. А здание отдали «в бесплатное бессрочное пользование».

В июле 1945 года в Одессе состоялось открытие Пастырско-Богословских курсов. Торжество прошло при большом стечении верующего народа с участием всего городского духовенства и представителей духовенства Одесской и Кировоградской областей во главе с  преосв. Сергием, епископом Кировоградским, управляющим Одесской епархией.

Через год курсы были реорганизованных в семинарию. В короткий период удалось произвести ремонт всех помещений. На первом этаже помещались: небольшой храм святого великомученика Димитрия Солунского, где проходила ежедневная богослужебная практика, трапезная, кладовые, спевочный зал, гардеробная; на втором этаже: аудитории, кабинеты ректора и инспектора, преподавательская, канцелярия, библиотека, читальный, актовый залы; на третьем этаже находился трехпрестольный храм св.вмч. Пантелеимона, южный придел освящен в честь апостола Андрея Первозванного, северный – во имя преподобного Сергия Радонежского. За углом на улице Пушкинской разместилось общежитие семинарии из 17 спален, изолятор для больных и зубоврачебный кабинет.

В 1946-47 гг. в семинарии преподавал игумен Пимен (Извеков), ставший впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. На преподавательском поприще трудились будущие митрополиты Сергий (Петров) и Леонтий (Гудимов) и др. Одесскую семинарию окончили Блаженнейший митрополит Владимир и Высокопреосвященнейший митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.

Однако во время хрущевских гонений на Церковь обитель снова закрыли. В мае 1961 года, под предлогом нехватки детских учреждений в районе, здания монастыря и семинарии отобрали. Правда, не в пользу детской больницы и яслей, а разместились здесь сначала аудитории политехнического и сельскохозяйственного вузов, а затем – планетарий и научно-производственное объединение «Электрон».

Вновь возобновилась церковная жизнь на ул. Пантелеимоновской, 66 в годы «перестройки». В октябре 1991 году здесь совершена первая Божественная литургия.

Разрушительные годы безбожия оставили страшный след в монастыре. После всех, кто здесь хозяйничал, корпуса остро нуждались в капитальном ремонте, двор оказался превращен в общественный туалет и свалку, в подвалах царила антисанитария. Храм и все здания были изуродованы перепланировками, нарушены системы отопления и вентиляции, что привело к порче стен сыростью. В алтаре прп. Сергия тоже был устроен туалет…

С приходом на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, началось возрождение монашеской жизни в стенах нашего монастыря. В 1995 году Свято-Пантелеимоновский храм был преобразован в Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь и в этом же году, после полувекового перерыва, здесь состоялся монашеский постриг. В 1996 году освящен главный престол в честь вмч. Пантелеимона и боковые престолы в честь прп. Сергия Радонежского и иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Высокопреосвященство передал обители бесценный дар – большую часть святых мощей небесного покровителя нашего монастыря св.вмч. Пантелеимона со Святой Горы Афон.

В настоящее время неузнаваемо преобразилась и продолжает преображаться наша святая обитель. Благоустроены братские корпуса и трапезная, работает воскресная школа, ведется окормление узников в исправительных учреждениях, работает церковная лавка, издается монастырская газета, обустроен скит в с. Малое Раздельнянского района. Отреставрированы росписи притвора и лестницы. Покрыты медью, а затем и сусальным золотом купола. Работает паломническая гостиница. Отремонтирована колокольня и укомплектована прекрасными воронежскими колоколами. А самое главное – это наш великолепный собор, в котором прошла полная реконструкция. Разобраны каменные кладки, закрывавшие клиросы, и перекрытия, которыми было перегорожено основное пространство храма и отгорожена лестница на хоры. Обновляются деревянные ограждения и лестницы. Заново расписаны стены там, где не сохранилась живопись, и отреставрированы росписи, спасенные из-под слоёв цемента и красок. Восстановлен паркет. Установлены прекрасные иконостасы, витражи в окнах, стенные киоты с иконами. Приобретена утварь, паникадила и хоросы для освещения. Мозаичные иконы украсили фасад и въездную арку. На первом этаже действует малый храм с престолами, освященными в честь Державной иконы Божией Матери и св.вмч. Димитрия Солунского.

Обитель по-прежнему принимает паломников и богомольцев, мы всегда рады делиться духовной радостью и молитвой со всеми, кто с любовью притекает к нашему святому небесному покровителю – святому Великомученику и Целителю Пантелеимону.

 

КРАТКИЙ ОЧЕРК О МОНАСТЫРЕ

Еще не так давно здесь, на ул. Чижикова (ныне ул. Пантелеимоновская) №66, в одном из самых бойких районов города располагался планетарий. Правда, архитектура этого строения и купола над ним напоминали о чем-то совсем другом… Но долгие годы и помыслить было невозможно, что придет время и здесь вновь затеплятся лампады. Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь создан в 1995 году по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, на месте бывшего подворья русского Свято-Пантелеимоновского (на Афоне) монастыря. Афонское подворье было основано в Одессе в 1876 году. Храм возведен на основании из камней, привезенных со Святой Горы, и, таким образом, является частицей Удела Божией Матери в нашем городе. Отсюда, с подворья, в прежние времена отправлялись на поклонение к святыням Афона и Палестины паломники, более двух тысяч ежегодно. На подворье их размещали на ночлег, кормили в трапезной, помогали в оформлении необходимых для дальней дороги документов. В годы богоборческой власти, в 1922 году, храм и подворье были закрыты. Вновь открылся храм во время военного лихолетия, при нем были учреждены Богословско-пастырские курсы, преобразованные вскоре в Одесскую Духовную семинарию. На преподавательском поприще здесь трудились игумен Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), митрополиты Сергий (Петров), Леонтий (Гудимов). Одесскую семинарию закончили Блаженнейший митрополит Владимир, предстоятель Украинской Православной Церкви, и Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, по вступлении которого на Одесскую кафедру и началось возрождение Свято-Пантелеимоновского монастыря.

…В эпоху хрущевской оттепели, в 1961 году, храм закрывается, а Духовную семинарию и братию обители по благословению митрополита Бориса (Вик) переводят в Свято-Успенский мужской монастырь города Одессы. Лишь в 1991 году в Свято-Пантелеимоновском храме, вновь переданном Церкви, была совершена первая Божественная литургия. А 15 августа 1995 года, после почти полувекового перерыва, совершился первый монашеский постриг в стенах новосоздаваемой обители. 11 марта 1996 года указом правящего архиерея митрополита Агафангела наместником монастыря был назначен игумен Аркадий (Таранов). Начались кропотливые труды по восстановлению иноческой жизни на этом святом месте. 8 декабря 1996 года митрополит Агафангел освятил главный престол в честь великомученика и целителя Пантелеимона и передал монастырю святыню – часть мощей небесного покровителя обители со Святой Горы Афон. В последние годы существенно обновился внешний и внутренний облик монастыря. Фасад украшен мозаикой, на колокольне установлены новые колокола, интерьер храма украсили иконостасы и киоты, сокровищем обители являются иконы с частицами мощей многих святых угодников Божиих. Большие средства и многие труды потребовались для возобновления прекрасной росписи притвора, аналогов которой нет в Одессе. Когда-то весь верхний храм, трехэтажное пространство лестницы и нижний притвор украшала настенная живопись. Но после закрытия обители всё это бесценное богатство было целенаправленно уничтожено. Обретение загубленной живописи началось в начале 90-х годов. Однажды, незадолго до Пасхи, алтарник стал вбивать гвоздь в стену, чтобы над горним местом укрепить икону Спасителя. Из-под гвоздя от стены откололся кусок штукатурки, а под ним открылась часть росписи – глаза Господа на лике, скрытом под слоем штукатурки и краски. Какая была радость! Позже и в притворе обнаружилась живопись на всех стенах, и какая! Правда, расчищать ее было нелегко, т. к. слои оказались сцеплены накрепко: авторский красочный слой скрыт малярной краской, затем несколько раз оштукатурен, а сверху – еще два слоя недавней непрофессиональной записи. Образ свт. Спиридона Тримифунтского на площадке третьего этажа долго хранил следы мученичества: глаза святителя были выколоты и затерты раствором. А в верхнем храме все изображения оказались сплошь изрублены топором и восстановить что-либо оказалось уже невозможно. Под слоями малярной краски остались и тончайшие растительные орнаменты на потолке и стенах притвора. А сохранившиеся и отреставрированные росписи датируются концом 19-го века. Они выполнены в особом неповторимом афонском стиле святогорскими монахами. Здесь – сплав лучших достижений живописи 19-го века и византийской иконописи. И создаются такие иконы не только профессионализмом художника, но и его монашеской молитвой. Следует прибавить, что финансировал выполнение росписи Одесского подворья Свято-Пантелеимоновского монастыря сам государь – император Николай II. Часто спрашивают: а когда фрески не подлежат реставрации и уж лучше написать всё заново? По словам специалистов, лучше – не написать сегодня. Работа афонского инока – даже ученические фрагменты, важнее для нас, чем лучшая академическая живопись сегодняшних художников. Это делание посвящалось Богу, было подвигом и таинством. Наших современников монашеская иконопись учит не только изографическому мастерству, но еще смирению и познанию своих немощей.

+ + +

В верхнем храме мы благоговейно прикладываемся к большой иконе св.вмч.Пантелеимона, перед которой стоит ковчег с частицей мощей Великомученика и других святых. Сейчас этот образ уже неотделим от облика храма, он словно врос в интерьер, и кажется, что пребывал здесь всегда и был именно таким: образ Святого, прекрасный в своей чистоте и святости, живо присутствует среди нас, выступив из золотого сияния горнего мира. Но не в таком виде попала икона в обитель. В 2004 году лик на иконе был полностью изуродован, его глаза, уста исцарапаны, на одежде – пятна и ожоги от свечей. Эта икона великомученика Пантелеимона, небесного покровителя нашего монастыря – тоже великомученица… Образ Божией Матери Ченстоховской, находящийся в киоте справа от алтаря в главном приделе, многими почитается как чудотворный, по свидетельствам братии монастыря и прихожан, эта икона не раз мироточила. Случаев помощи в скорбях и исцелений от Ченстоховской иконы немало. А однажды после праздника снимали с нее засохший венок из цветов и увидели, что сухие стебли ожили и на них появились свежие побеги… Этот венок хранится и теперь в монастыре. Об иконе «Достойно есть» (в центральном приделе слева от алтаря) до сих пор спрашивают приезжающие богомольцы. Многие помнят, что вначале лики на холсте были совсем не видны, всё скрывала чернота. Говорят, невозможно было даже определить, кто там написан. А потом постепенно стал зримым образ Пречистой с Младенцем. «По вере вашей будет вам»… – такие разные по письму и по своим художественным качествам, все канонические иконы духовно бесценны. Таковы и тепло почитаемые образы Владычицы – «Гербовецкая», слева от входа, и «Достойно есть» – в приделе иконы Неупиваемая Чаша, справа. Первая из них написана трогательно безыскусно, словно детской рукой. Вторая – небесной красоты, неповторимого афонского письма. Но сколько теплых молитв и прошений милостиво приняты Царицей Небесной у этих Своих икон – об этом знает лишь Она Сама и благодарные души молящихся Ей и услышанных.

+ + +

…По замыслу архитекторов, создававших проект Одесского подворья Пантелеимоновского Афонского монастыря, лестница, ведущая на третий этаж в верхний храм, символизирует для богомольцев восхождение к вершине Святой Горы. Ведь, как мы помним, даже камни в основание этого здания были заложены, специально привезенные с Афона. Значит мы, переступая порог на ул. Пантелеимоновской №66, уже ступаем на Афонскую землю. Не каждый сподобится побывать в Уделе Пресвятой Богородицы, тем более это невозможно никому из женщин. Там – особое монашеское государство, единственное на свете, уголок рая, Сад Пречистой… Но малая часть этого Сада, милостью Божьей, стала доступна всем нам уже здесь и сейчас. И восходить на вершину Святой Горы мы можем хоть ежедневно – сердцем стремясь к святыне, любовью пребывая там; трудами служить Владычице и своими стопами подниматься в храм по этой лестнице к святой вершине, к преображению собственной души.

 

Перейти к верхней панели