На днях завершился очередной этап реставрационных работ в Свято-Пантелеимоновском монастыре.
«Обыкновенное чудо» происходит на наших глазах на стене, прилегающей к лестнице, по которой мы поднимаемся в храм на третий этаж. А совершается это чудо уже не первый сезон трудами и усердием преподавателей Харьковской государственной академии дизайна и искусств Заикиной Натальи, Кишкурно Елены и их студентов-старшекурсников.
…Мы поднимаемся в храм по этой лестнице, а на каждом этаже нас встречают и сопровождают изображения Божией Матери, ангелов и святых отцов. Росписи притвора посвящены преимущественно подвигу св. вмч. Пантелеимона, росписи стен первого этажа у подножия лестницы – прп. Сергию Радонежскому, здесь же мы видим святых основателей монашеского жительства на горе Афон. Вдоль стен второго этажа справа изображены святители и преподобные. Все эти фрески уже отреставрированы и можно видеть лики, написанные первоначально, при создании нашей обители (тогда это было еще подворье Афонского монастыря).
К сожалению, фотография совершенно не передаёт ни красоты письма, ни живости и объема, ни того впечатления, которое они производят в пространстве…
А вот вдоль левого пролета лестницы, не отреставрированного, мы привыкли видеть святых апостолов, св. равноап. Кирилла и Мефодия, равноап. князя Владимира и блгв. князя Александра Невского. Но качественное отличие этой недавней живописи от той, которую она под собою скрывает, потребовало продолжения работ, чтобы открыть авторский слой – живопись, выполненную афонскими иконописцами в конце XIX века.
И вот, по мере снятия всевозможных наслоений, под чуткими руками художников проступают святые лики, чьих имен мы пока не знаем.
Живопись эта – там, где её можно разглядеть неповрежденной, – радует чистотой и изяществом цвета, тонкостью письма.
Но, к сожалению, кроме поздних записей, стены испорчены еще и многочисленными мелкими трещинами и грибком. Художники-реставраторы пригласили химика-реставратора, были сделаны анализы, поверхность стен обработали всевозможными “лекарствами”.
Однако, по словам специалистов, для того чтобы обеспечить сохранность живописи, в этом помещении должен соблюдаться определенный температурный режим.
До завершения работ еще далеко, а пока что убраны леса, и посетители Свято-Пантелеимоновского монастыря могут видеть результаты этого удивительного делания, в котором соприкоснулись труды сегодняшних ребят-реставраторов и афонских молитвенников-иконописцев конца XIX века.